Главная страница - Текущий раздел: буква N

Nice



NiceОдна из наиболее скандальных, шумных и талантливых групп английской прогрессивной сцены второй половины 60-х годов, "The Nice" вела свою историю от клубных ритм-энд-блюз групп, день за днем колесивших по залам лондонских окраин. В детстве Кит Эмерсон получил музыкальное образование по классу пианино, но к юности переболел джазом, а в девятнадцать увлекся рок-н-роллом и блюзом. В 1965-м он оказался в составе "Gary Farr & The T-bones", где набирался опыта, аккомпанируя знаменитым американским блюзменам. Осенью следующего года группа распалась и Эмерсон, проведя два месяца в безуспешных репетициях с "The Vip's", принял предложение Эндрю Олдэма возглавить группу сопровождения для британского турне американской соул-блюзовой певицы Пипи Арнолд. В мае 1967-го новая группа, получившая имя "The Nice", начала репетировать в составе: Кит Эмерсон (р. 2 ноября 1944, Тодмортон; клавишные, гармоника), Ли Джексон (р. 8 января 1943, Ньюкасл; бас, гитара, вокал), Дэйв О'Лист (гитара, вокал) и Ян Хейдж (ударные). О'лист начинал в поп-блюзовой группе "The Attack", а Хейдж - в "The Thunderbirds" Криса Фарлоу.

В процессе репетиций группа успела наработать собственный репертуар, и Олдэм предложил им открывать концерты Арнолд. Представления, которые группа устраивала в течение пятнадцати минут, были столь впечатляющи (Эмерсон пинал орган, играл ногами и головой, втыкал в крышку органа ножи, исторгал жуткие звуки, не переставая при этом удерживать бешеный темп и демонстрируя блестящую технику), что к концу турне стало ясно, что "Nice" представляют ценность и сами по себе. После записи альбома с Арнолд Олдэм предложил группе собственный контракт. В сентябре Эмерсон, Джексон и О'Лист расстались с Хейджем, на место которого был взят еще один участник "The Attack" Брайан "Блинки" Дэвидсон (p. 25 мая 1942, Лейстер).

NiceОни дебютировали на виндзорском блюзовом фестивале, заработав аплодисменты зрителей и пристальное внимание прессы. Зимой вышел их первый альбом, который оказался пионерской работой во многих отношениях: в отличие от концертов, звук на которых всегда был агрессивным и хаотическим, студийные аранжировки были продуманны и тактичны. Одним из первых в истории рока Эмерсон попытался установить баланс между классической музыкой и рок-н-роллом, непринужденно смешивая моцартовские мелодии с блюзовым саундом и фрагменты популярной классики с утяжеленными номерами Дилана. Главными номерами альбома были "Rondo" Моцарта и вольное переложение фрагмента из оперы "Война и Мир" Сергея Прокофьева.

На первых порах манеру группы определял баланс между темпераментной техникой Эмерсона и импульсивным стилем О'Листа, но с течением времени диктат первого становился все более очевидным. Напряжение внутри группы разряжалось в деструктивную энергию ее выступлений: во время американского дебюта в клубе "The Scene" публика была потрясена тем, что музыканты "Nice" выходили на сцену обнаженными до пояса и подобно членам "The Who", дрались между собой, ругались и задирали друг друга, Эмерсон скакал по крышке рояля и делал стойку на клавиатуре. Естественно, залы были набиты битком.

В июне 1968-го, после первого же концерта в королевском Альберт Холле, во время которого музыканты в знак протеста против войны во Вьетнаме устроили экзекуцию американскому флагу, который был изрезан ножами, растоптан и сожжен прямо на сцене, группе было запрещено больше появляться там. В октябре О'Лист, которому надоело постоянное соперничество с Эмерсоном, покинул группу. Его заменил Гордон Лонгстафф, который продержался в составе "Nice" ровно столько, чтобы записать второй альбом "Ars Longa Vita Brevis", кульминационными моментами которого были интермеццо из "Карельской сюиты" Сибелиуса и псевдоклассическая заглавная композиция в четырех частях. Как и все последующие альбомы "Nice", этот диск попал в Топ 20.

Nice: Keith EmersonВ дальнейшем внимание к группе сфокусировалось на игре Эмерсона. Третий альбом "The Nice" был интересен как с точки зрения студийной записи, наиболее привлекательным номером которой была переработка "Hang On To A Dream" Тима Хардина, так и концертной, которая была сделана в нью-йоркском "Fillmore East" и включала обновленные версии "Rondo" и "She Belongs To Me" Дилана. Изданная в 1970-м сюита "Five Bridges", стала самым честолюбивым проектом трио: сложная структура, блестящая проработка всех партий, искусное соединение электрических и акустических инструментов - все это Эмерсон позднее довел до абсурда в рамках "ELP". К этому времени "Immediate" уже закрылась, и "Nice" перешли на лейбл "Charisma". Однако, дни группы были сочтены: Джексон и Дэвидсон были недовольны ролью простых исполнителей чужих идей, и в марте 1970-го решили распустить "Nice".

Эмерсон через три месяца начал новую, успешную карьеру как лидер "Emerson Lake & Palmer". Джексон создал "The Jackson heights", а Дэвидсон – "Every Which's Way", но ни тот, ни другой не добились результатов, сравнимых с "The Nice". В 1973-м они с относительным успехом попытались повторить формулу в трио "Refugee", в котором роль Эмерсона исполнял швейцарец Патрик Мораз. "Charisma" в 1971-72 годах издала остатки имевшихся у нее записей "The Nice". На протяжении следующих десяти лет вышло большое количество переизданий работ группы.



Читайте далее: Negative Nektar Nevermore New Riders Of The Purple Sage New York Dolls Nice Nick Drake Night in gales Night Ranger Nile Narnia Nirvana Nocturnus NoFX Norther Nostradameus Novalis Novembre National Health